ГАБТУ – сложный механизм, и задачи, решаемые им в настоящее время, без преувеличения, можно назвать стратегическими

 

ФОТО: «Красная Звезда»

 

Оснащение Вооружённых Сил современными образцами бронетанкового вооружения и техники, а также военной автомобильной техники – одна из приоритетных задач, реализуемых в целях гарантированного обеспечения безопасности страны. При этом в системе материально-технического обеспечения Вооружённых Сил ключевым элементом считается Главное автобронетанковое управление Минобороны. Именно оно служит своеобразным связующим звеном между силовыми структурами и оборонно-промышленным комплексом.

 

ГАБТУ – сложный механизм, и задачи, решаемые им в настоящее время, без преувеличения, можно назвать стратегическими. Достаточно сказать, что сегодня практически все силовые структуры России используют в боевой деятельности и повседневном жизнеобеспечении бронетанковую, бронированную, специальную и автомобильную технику. Типаж её определяется путём различных организационных, научно-исследовательских и других процедур при самом активном участии сотрудников управления.

 

Отдельный блок в работе Главного управления составляют вопросы, связанные со снабжением различными образцами бронетанковой и военной автомобильной техники Вооружённых Сил, с обеспечением их надлежащего содержания, правильной эксплуатации, поддержанием в исправном и боеготовом состоянии.
Кстати, среди историков нет единства в определении даты рождения танковых войск и прообраза ГАБТУ. Большинство из них отмечают, что 28 мая 1920 года приказом РВСН был введён в действие штат автотанкового отряда, а 16 мая 1921 года создано Центральное управление начальника бронесил РККА. В дальнейшем в ходе реорганизационных мероприятий названия, штатные отделы, управления менялись, но в военном ведомстве всегда была структура, отвечавшая за развитие танков и их эксплуатацию в войсках.
Наши танковые войска создавались с учётом опыта их первого применения на поле боя, а также возможностей отечественной промышленности. Первенцем стал лёгкий танк М («Рено Русский»), выпущенный малой серией. Следующим на очереди был тяжёлый танк, но жизнь распорядилась по-своему.
В 20-е годы прошлого века Красная Армия остро нуждалась не в штучных, а крупносерийных поставках взамен изношенных и устаревших трофейных машин, отбитых у интервентов во время Гражданской войны. В октябре 1925 года работы по проектированию «позиционного» (тяжёлого) танка свернули, а все усилия сконцентрировали на создании танка «манёвренного». Через два года был создан и прошёл испытания опытный лёгкий танк. После доработки его в 1926 году приняли на вооружение под индексом МС-1. Он и стал первым крупносерийным, применялся в конфликте на КВЖД.
Летом 1928 года Реввоенсовет СССР принял за основу документ «Система танко-, тракторо-, авто- и броневооружения РККА», разработанный под руководством прозорливого военного теоретика Владимира Триандофилова.
В годы первой пятилетки (1928–1931 гг.) в СССР заработала промышленность, появилась возможность производить танки серийно.

 

Перед военными специалистами и танкостроителями встали важные и сложные проблемы по определению наиболее целесообразного сочетания основных требований к бронетанковому вооружению, к манёвренности и броневой защите танков. В этих целях были развёрнуты научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В 1932 году был образован Научный испытательный полигон, на который возложили проведение испытаний новых и модернизированных образцов техники.
В 1930–1931 годах по тактико-техническим требованиям, разработанным управлением, конструкторские бюро создали и наладили серийный выпуск лёгких, средних и тяжёлых танков. В дальнейшем именно тесный союз представителей РККА и оборонки позволил создать и наладить выпуск военной техники, в том числе ряда её легендарных об­разцов.
Суровым испытанием для управления стала Великая Оте­чественная война. Вероломное нападение Германии на СССР осложнило процесс перевооружения Красной Армии.
Война потребовала изменений в действовавшей структуре ГАБТУ КА. Развернулась работа по созданию и формированию подвижных органов технического обслуживания и ремонта техники. К маю 1942 года в составе войск было 134 подвижные ремонтные базы, 31 армейский ремонтно-восстановительный батальон, 59 отдельных ремонтно-восстановительных батальонов и 170 эвакуационных подразделений и частей. К концу 1942 года в действующей армии была создана эффективная система восстановления техники, выработаны способы использования ремонтных и эвакуационных средств в бою и операции.

Советские конструкторы впервые в мире установили на танк
115-мм гладкоствольную пушку, стабилизированную в двух плоскостях

 

Для Т-90М нет преград.

Усилиями этих органов, свидетельствуют архивы, за время войны было выполнено 622 тысячи ремонтов танков и САУ, 82 300 капитальных ремонтов танковых двигателей.
С танками Т-34, КВ, ИС наша страна на десятилетия стала законодательницей моды в мировом танкостроении. Простота и технологичность, обеспечивающие массовое производство боевых машин, взяли верх над западноевропейской танкостроительной кооперацией, работавшей в интересах нацистской Германии.
Для ГАБТУ не менее ответственным было и послевоенное время. Революционное направление конструкторской мысли, ориентированное тактико-техническим заданием управления на создание машины, не превышающей по массе 36 тонн, привело к разработке основного танка, совместившего в себе подвижность средних танков с тяжёлым вооружением и мощной броневой защитой тяжёлых.
Знаковым считается и тот факт, что именно советские конструкторы впервые в мире установили на танк 115-мм гладкоствольную пушку, стабилизированную в двух плоскостях.
Историки и специалисты к числу разработок, имевших существенное значение для мирового танкостроения, относят создание танка с механизмом заряжания пушки и тремя членами экипажа; комплексом управляемого вооружения (КУВ «Кобра») и комплексом активной защиты (КАЗ «Дрозд»).

 

В 1976 году на вооружение Советской Армии был принят первый в мире серийный танк с силовой установкой на базе газотурбинного двигателя (ГТД). Только через четыре года в США был принят на вооружение танк «Абрамс» с такой же силовой установкой.
Теперь мы вправе гордиться созданием в рамках ОКР «Армата» танка с необитаемой башней и так называемым «электронным бортом».
За рубежом популяризуется теория об использовании дальнобойного высокоточного оружия (ВТО) и боевых роботов. Теоретики уповают на создание «безлюдного» поля боя, с безраздельным господством ВТО и боевых роботов, способных уничтожать противника дистанционно.
Однако военные конфликты последних десятилетий убеждают в незаменимости сил общего назначения. Специалисты вынуждены признать: «Исход войны решается на полях сражений. Войну нельзя считать завершённой, пока пехота и танки, главный арбитр победы, не вступят на территорию противника и не обоснуются на ней».
Поэтому, по оценке отечественных военных теоретиков, первоочередной задачей танковых подразделений будет сохранение боеспособности танков и их экипажей в ходе выдвижения к рубежам боевого применения при воздействии широкой гаммы дальнобойных противотанковых средств.
Задача поражения танком опасных целей в зоне ближнего огневого боя – следующая по значимости.
Дальнейшее развитие оте­чественного танка обусловлено стремлением противника поражать боевые машины и их экипажи на всё возрастающей дальности. При этом всё большее значение обретает автономность действий подразделений в рассредоточенных боевых порядках.
И всё же диапазон увеличения возможностей танков не беспределен. Не все характеристики можно улучшить из-за технологических ограничений. Даже для незначительного повышения отдельных показателей требуются всё более возрастающие материальные затраты.
Решение актуальных задач по созданию танков, превосходящих зарубежные аналоги, требует опережающих научных исследований, поиска и создания принципиально новых технологий по самым разным направлениям.
Как показывает практика, сколь сложными ни были бы задачи, решаемые в танкостроении, специалисты ГАБТУ  считают их посильными для конструкторов и производственников.

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда»

Лидерство в танкостроении не уступим


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий