В представлениях наших сограждан с образом офицера связаны преимущественно положительные ассоциации. Прежде всего, офицер воспринимается как защитник (22%). Чаще такую характеристику дают пожилые люди (30% среди 60-летних и старше), реже – молодежь (21% среди 18-24-летних). Также его называют человеком чести (8%), мужественным (6%), надежным, порядочным и т.д, он вызывает гордость (9%) и уважение.
Сравнивая средние баллы нескольких «рейтингов», можно отметить, что уровень доверия к офицерам в настоящее время высок (3,97 балла из 5 возможных). При этом военнослужащие в целом по данному показателю оцениваются ниже (3,77). Престижность профессии офицера оценивается выше среднего (3,87), тогда как в отношении всех военнослужащих этот балл заметно ниже (3,47). Рейтинг доходности профессии офицера составляет 3,60 балла, военнослужащего – 3,52 балла. Хуже всего обстоят дела с перспективностью профессии (3,30).
Директор по коммуникациям ВЦИОМ Алексей Фирсов: «В обществе сформировался тренд на признание офицера российской армии в качестве носителя ключевых ценностных ориентиров. При всём разнообразии современных профессий эта ниша довольна уникальна: сложно сказать, где еще профессиональная функция совпадает с таким объемом положительных этических характеристик. Для большинства населения «офицер» уже, скорее, не вид работы, а вид служения, со всем вытекающими из него ассоциациями: защита, долг, честь, мужество, доблесть… Это открывает перед армией новую перспективу: быть не только институтом войны, но институтом развития общества в его мирной жизни».
«Медиалогия» проанализировала упоминаемость «российских офицеров» на федеральном ТВ и в прессе за 5 лет. В СМИ было зафиксировано более 1,5 тыс. сообщений. Тема упоминалась в связи в военными операциями, изменениями в процедуре службы в российской армии, а также фильмами и выставками, посвященными офицерам.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 13-14 февраля 2016 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 30 300 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь 2011 – декабрь 2015 года.