14 мая 1897 года — в австро-венгерском городе Фиуме, расположенном на берегу Адриатики, впоследствии переименованном в Риеку, родился Роберт Людвигович Бартини. Когда ему исполнилось 15 лет, он впервые увидел аэроплан. Это произошло в Фиуме во время гастролей русского летчика Харитона Славороссова. Возможно, в те минуты у него и проявился интерес к авиации, который он пронес через всю жизнь. Он придумал и внедрил новый способ сочетания парового охлаждения и изменения давления, используемый сегодня во всех современных турбинных двигателях самолетов и названный «эффектом Бартини», а также новую модель крыла самолета, внедренную позже на Ту-144.
После прихода в Италии к власти фашисткой партии Роберту Людвиговичу пришлось эмигрировать в СССР. Так начинается советский этап истории «красного барона», именно это прозвище Бартини получил в Советском Союзе. В конце 20 — начале 30х годов активно работал над разработкой уникальнейших для своего времени самолетов, таких как «Сталь-6» — цельнометаллический моноплан, в котором были реализованы элементы по уменьшению лобового сопротивления и для 1933 года он развил рекордную скорость в 420 км/ч! Потом в 1935 году представил самолет «Сталь-7» — 12-местный пассажирский самолёт с крылом «обратная чайка». И этот самолет уже 1939 году на нем был установлен рекорд скорости — 405 км/ч. В последствии этот самолет получит обозначение Ер-2.
Но, к сожалению, 14 февраля 1938 он был арестован и обвинен в «связях с врагами народа», но даже находясь под арестом он продолжал отдавать всего себя авиации. В этот период он помогает в создании Ту-2, а также работает над своими проектами. Р — сверхзвуковой одноместный истребитель типа «летающее крыло»; Т-107, Т-117 — наработки по этим самолетам легли в основу широкофюзеляжным Илам и Анам.
После того, как его отпусти из под стражи он дальше продолжал работы и делал все более интересные и удивительные самолеты, которые тоже не пошли в серию. Один из самых интересных — ВВА-14.