Создание аванпроекта по ПАК ВТА поручено вести ПАО «Ил»

Минобороны РФ определилось с ключевыми тактико-техническими требованиями для перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации (ПАК ВТА). В настоящее время открыта научно-исследовательская работа (НИР) по определению его характеристик. Создание аванпроекта поручено вести ПАО «Ил». По плану подготовить его необходимо к декабрю 2020 года. С 2021-го планируется начать следующий этап — опытно-конструкторские работы (ОКР). Об этом пишут «Известия«.

По информации издания, техническое задание требует учесть при создании аванпроекта ПАК ВТА предыдущие опытно-конструкторские работы «Ильюшина» как головного КБ Дивизиона транспортной авиации, а именно: ОКР по созданию военно-транспортного самолёта М-60, воздушного танкера Ил-78М-90А, а также наработки, полученные при модернизации Ан-124.

Презентация семейства пассажирских и грузовых самолётов под общим наименованием М-60 демонстрировалась в 2017 году на МАКС в павильоне ОАК, а также на аэрокосмическом салоне в Ле Бурже.

М-60

Макет концепции самолётов М-60 с овальным фюзеляжем
Павильон ОАК, Ле Бурже, 2017 год

Особенность концепции семейства самолётов М-60, разработанной в ОКБ Мясищева (АО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М.Мясищева»), заключается в несущем фюзеляже овальной формы в поперечном сечении с прямым крылом большого удлинения и V-образным хвостовым оперением, консоли которого установлены по обеим сторонам от силовой установки, размещённой в верхней хвостовой части фюзеляжа. В ОКБ Мясищева рассказали, что такая компоновка обеспечивает универсальность схемы и позволяет применить её к воздушным судам различного назначения и размерности, и кроме того, даёт возможность самолёту базироваться как на аэродромах с искусственными ВПП, так и на грунтовых площадках.
У версии М-60ВТ (2007-2009 гг.) в конструкцию закладывалось верхнее расположение крыла и размещение двигателей не сверху хвостовой части фюзеляжа, а под крылом. В качестве силовой установки предполагалось использовать четыре двигателя НК-93 тягой 18000 кгс или ПС-90 тягой по 16000 кгс каждый. Расчётная дальность полёта с двигателями НК-93 — 5050 км, с двигателями ПС-90 — 4200 км. Взлётный вес машины — 190 тонн, максимальная полезная нагрузка — 60 тонн.

М-60ВТ Мясищев

М-60ВТ — тяжёлый военно-транспортный самолёт грузоподъёмностью 60 т. с несущим овальным в поперечном сечении фюзеляжем

В 2014 году инженеры «Мясищева» проработали ещё одну версию — М-60ВТМ. Здесь планировалось использовать два двигателя ПД-30 тягой 32560 кгс в верхней хвостовой части фюзеляжа. Взлётный вес воздушного судна — 230 тонн, максимальная полезная нагрузка — 80 тонн, максимальная дальность полёта — 4000 км.

М-60ВТМ

Транспортный самолёт двойного назначения М-60ВТМ.
Полезная нагрузка 80 т, дальность 4000 км.

В результате проведённых исследований, в ОКБ Мясищева пришли к выводу, что несущий фюзеляж овальной формы воспринимает на расчётных режимах 20-25% аэродинамической нагрузки крыла большого удлинения (12-12,2). Для самолёта М-60ВТМ был доказан высокий коэффициент использования полезного объёма грузовой кабины, что приводит к уменьшению потребных габаритов фюзеляжа и снижению аэродинамического сопротивления.

Что касается наработок по модернизации «Руслана» до версии Ан-124-100М, то ещё в 2018 году сообщалось, что переоборудование строевого самолёта на ульяновском «Авиастар-СП» и проведение испытаний обойдётся примерно в 3,5 млрд рублей. Эти работы планируется завершить к 2022 году.

В техническом задании указано, что лётно-технические характеристики модернизированного Ан-124, скорость и высота полёта, а также геометрические размеры самолёта останутся прежними. При этом Ан-124-100М получит новое бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), включая прицельно-навигационный пилотажный комплекс, бортовой комплекс связи, бортовую информационную систему. Также модернизации подлежат десантно-транспортное оборудование, система электроснабжения, светотехническое, кислородное, бытовое оборудование и рабочие места членов экипажа. Дополнительно на самолёте будет установлен бортовой комплекс обороны, предназначенный «для индивидуальной защиты самолёта от поражения переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК) с оптико-электронными и радиолокационными головками самонаведения ракет».

ПАК ВТА — тяжёлый транспортный самолёт с фюзеляжем овального сечения


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий