ФОТО: ВАСО
В 70-е годы перед советскими инженерами стоит непростая задача: в связи с многократным увеличением пассажиропотока и перегруженностью аэропортов нужно создать авиалайнер, который будет перевозить максимальное количество человек на средние дистанции.
Разработку такой машины поручают конструкторскому бюро им. Ильюшина. За короткое время там создали лайнер, который стал первым широкофюзеляжным самолетом в СССР и одним из самых массовых в производстве – ИЛ-86. Машины собирали на воронежском авиационном заводе. Этот огромный сборочный цех построили специально для того, чтобы создавать эти лайнеры. За 18 лет было выпущено 103 воздушных судна.
Ил-86 – легендарная машина. От других пассажирских самолетов того времени её отличает вместительный салон. По 9 кресел в каждом ряду, на борту помещается 350 пассажиров. Багаж можно взять с собой в салон – для этого запроектированы вместительные полки. Время посадки и высадки сокращается за счёт трёх откидных трапов. Кроме этого, авиалайнер обладает прекрасными техническими характеристиками. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что за всё время эксплуатации этой модели не произошло ни одной катастрофы с массовой гибелью людей.
– Мы очень быстро вышли на серию выпуска. Был период, что выпускали по штуке в месяц или 12 штук в год-два года подряд. Это самолёт, который обеспечил большие перевозки пассажиров: людей с Дальнего Востока, Хабаровска, Новосибирска. Летом закрыл все перевозки на юг: Сочи и Адлер, – рассказывает начальник сборочного цеха ВАСО Анатолий Супонецкий.
Когда на заводе создавали первый борт, вспоминает Анатолий, он трудился старшим мастером, а затем и начальником цеха сборки. Признаётся, были интересные года – работали с энтузиазмом и воодушевлением, гордились авиалайнером.
А Светлана Гаврилова в юности мечтала о карьере юриста и собиралась подавать документы в институт. Но когда увидела, как с аэродрома взлетает ИЛ-86, с завода уйти не смогла. В итоге проработала на производстве всю жизнь и теперь возглавляет музей ВАСО.
– Я увидела эту легкость взлёта, когда 242 тонны легко пробежали по аэродрому, оттолкнувшись первым передним шасси от взлетной полосы. Было просто очень красиво. Нельзя не влюбиться в эту машину. В тот период на заводе работали более 11 тысяч работников, и у нас существовала традиция. Когда самолёт ИЛ-86 улетал, то на аэродром выходили свободные от непрерывного труда работники и провожали машину в небо, вспоминает руководитель музея ВАСО Светлана Гаврилова.
Эксплуатацию ИЛ-86 прекратили в 2011 году. Говорят, на то были технологические, коммерческие и даже политические причины. По разным данным к 2020 году сохранились 8 самолётов в пассажирском исполнении. Последний борт, выпущенный на заводе, до сих пор находится на территории ВАСО. Без двигателей и салона, с поржавевшим фюзеляжем машина, отслужившая свой срок, по-прежнему производит впечатление.
ИЛ-86 собирали несколько поколений воронежцев, некоторые посвятили этой модели большую часть своей трудовой деятельности. Но, признаются, о закрытии серийного производства не жалели. Ведь модель ИЛ-86 стала основой для ИЛ-96 и ИЛ 96-300, той самой машины, которую сейчас называют «борт №1» и «самолёт президента».
https://vestivrn.ru/stories/2020/12/21/sotrudniki-vaso-rasskazali-o-sborke-legendarnogo-samolyota-il-86/