Боевые будни командира спецподразделения боевых пловцов

Беру на себя смелость утверждать, что сыновья военных профессионалов, продолжающие дело своих отцов в ратном ремесле, — народ особой надёжности. Конституционное отсутствие в стране государственной идеологии в их моральном становлении успешно компенсирует семейная идеология службы Отечеству. Эти мальчишки, а порою и девчонки, как говорится, с материнским молоком впитываю понятия долга, чести, самоотдачи. По сути, они растут романтиками военных гарнизонов, но, надо заметить, вполне осведомлёнными во всех предусмотренных военной профессией «тяготах и лишениях». Наверное, именно потому, столкнувшись с ними в потомственной профессии, эти парни и девушки чаще всего не паникуют, не опускают рук, а стойко переносят не самую приятную «тёрку обстоятельствами». Не всем из них падают большие звёзды на погоны, но то, что большинство становятся классными военными трудягами, на которых можно положиться в любой ситуации, это — определённо.

Из кулинарного техника в водолазы

Морской водолазный «волк» старший мичман Александр Скиба практиковал такую профориентацию в семье — в десять лет его сыновья проходили своеобразное испытание глубиной: в барокамере «на папиной работе» они получали ощущение погружения на 10 метров. И ведь безотказно срабатывала педагогическая отцовская метода командира группы водолазов спасательного судна «ЭПРОН» Черноморского флота — все три его сына продолжили профессиональную династию. А самым «продвинутым» специалистом на этом пути, по единодушному мнению братьев, стал средний из них — Сергей.

Командир спецподразделения боевых пловцов Сергей Скиба.
© Фото В.Сосницкого
 Командир спецподразделения боевых пловцов Сергей Скиба.

Вообще-то он вполне мог стать и первоклассным кулинаром. Чувство юношеской противоречивости чуть было не увело его с водолазной стези, направив в кулинарный колледж. Практика в престижном ресторане, красный диплом открывали радужные перспективы на ниве общепита. Но, то ли отцовское «крещение» крепко в душу запало, то ли гены водолазные сказались, только решил Сергей Скиба поступить в Военно-морской институт на кораблестроительный факультет — там была учебная группа водолазов. Пять лет пролетели вдохновенно, на одном дыхании. Стажировки на Северном и Черноморском флотах закрепили жизненный выбор.

Диплом инженера-океанотехника по водолазной специализации привёл молодого лейтенанта на родное Чёрное море в Новороссийскую военно-морскую базу. Это, как считает Сергей Скиба, стало везением №1. Правда, служить поначалу пришлось помощником начальника штаба, а лейтенанта тянуло к живой работе в морских пучинах. Помедлив пару лет, Фортуна преподнесла ему второй подарок в виде вакансии командира группы борьбы с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) в спецподразделении боевых пловцов. Сергей прошёл курсы повышения квалификации в родном училище, припомнил уроки стажировки в морском разведывательном формировании. Многое из своего личного опыта передал тогда ему и командир отряда подполковник Николай Дуплик.

Перед погружением.
© Фото В.Сосницкого
 Перед погружением.

В службе трёх стихий

С первого дня командования группой и по сей день капитан 3 ранга Сергей Скиба пристально отслеживает новые методики и приёмы подводного рукопашного боя, тактики морского спецназа, стрельбы из новых видов оружия, в том числе и подводного, минно-взрывного дела. Специалисты морского спецназа — это бойцы трёх стихий. Поэтому за годы командования группой он получил основательную воздушно-десантную и горную подготовку (хотя и признаётся, что высоты побаивается), мастерски освоил радиодело, современную водолазную технику и новейшее подводное снаряжение. И делать всё это офицеру морского спецназа довелось по большей части в процессе выполнения сложных практических задач. Личный счёт уничтожения взрывоопасных предметов под водой Сергей Скиба открыл на первом месяце своей командирской службы.

Стрельба под водой.
© Фото В.Сосницкого
 Стрельба под водой.

«Это был снаряд времён войны, — вспоминает он. — Залегание — в слое ила. Очистил его, обвязал зарядом — подрывать надо было на месте, уж больно ржавчина по нему прошлась. Хотел уже наверх подниматься, а глянул на дно — там сквозь оседающий ил, поднятый движением ласт, проступает ещё пара снарядных очертаний. Основательно пришлось с ними повозиться».

Сегодня счёт обнаруженных под водой и обезвреженных боеприпасов у Сергея Скибы идёт уже на сотни. С каждым из своих боевых пловцов командир группы не раз отрабатывал сложные учебные и боевые задачи на глубине. И у него есть собственное правило: в особо сложных ситуациях сам надевает водолазное снаряжение и уходит под воду наравне со своими бойцами. И это не ради бравады или отработки нормочасов для подтверждения водолазной квалификации, а для поддержания командного духа, как производной основы профессиональной уверенности в выполнении любой боевой задачи. Так было в боевом августе 2008 года, за который Сергей получил почитаемую моряками награду — медаль Ушакова, затем последовали несколько насыщенных лет по обеспечению безопасности сначала олимпийской стройки на побережье Сочи, а затем и проведения Олимпийских игр. А ещё — по несколько масштабных учений в каждом году.

Тренировка морских бойцов.
© Фото В.Сосницкого
 Тренировка морских бойцов.

Пришлось «вежливым людям» из новороссийского морского спецназа основательно поработать и в Крымскую весну 2014 года — тогда возникла реальная опасность минирования кораблей и причальной линии российского базирования в Севастополе. При этом ни на день не прекращалась работа группы по осмотру кораблей, судов и причалов Новороссийской военно-морской базы по плану противодиверсионных мероприятий.

Практически в боевых условиях приходилось Сергею Скибе и его бойцам обеспечивать надёжный противодиверсионный режим базирования наших кораблей в сирийском Тартусе. Эта командировка стала и хорошей школой для наших боевых пловцов, и серьёзным экзаменом на профессионализм.

Специалисты морского спецназа - это бойцы трёх стихий.
© Фото В.Сосницкого
 Специалисты морского спецназа — это бойцы трёх стихий.

Профи особого закала

Костяк группы ПДСС капитана 3 ранга Сергея Скибы составляют опытные боевые пловцы — старший мичман Константин Дубина, мичман Руслан Лямин, моряки контрактной службы главный старшина корабельной службы Николай Колпаков, старшина 1-й статьи Александр Петров, старшие матросы Иван Пенявский и Максим Огородник. У каждого из них — сотни и тысячи часов, проведённых под водой, опыт морских походов на кораблях и судах в составе противодиверсионных групп, сотни обезвреженных на глубине боеприпасов. Это — первые помощники командира группы в обучении новичков из числа контрактников и матросов срочной службы. Они же — носители особого духа морского спецназа, ёмко выраженного в его девизе: «Пока дышу — надеюсь!»

Старшие матросы И. Пенявский, М. Огородник.
© Фото В.Сосницкого
 Старшие матросы И. Пенявский, М. Огородник.

Настоящий боевой пловец в любой ситуации не теряет надежды на успех, победу и поддержку боевых товарищей. Именно такое чувство помогает сейчас подчинённым Сергея Скибы успешно справляться с рискованной, но очень ответственной задачей по несению боевой службы в районе Керченского пролива. Морское дно до сих пор хранит там взрывоопасный металл Великой Отечественной войны, и профи из отряда Сергея Скибы умеют его обезвреживать, обеспечивая безопасность моста из Тамани в Крым.

Дно пролива.
© Фото В.Сосницкого
 Дно пролива.

За последнее время заметно улучшились и условия службы, быта бойцов подразделения Сергея Скибы. Ощущение комфорта присутствует во всех помещениях новой базы спецназовцев. Уютные «кубрики» по их интерьеру скорее можно назвать каютами на двоих, с современной удобной и функциональной мебелью. В каждом отсеке на два жилых помещения — душевая-умывальник и туалет. Комната отдыха, мини-спортзал, сушилка для одежды, — всё в новом общежитии нацелено на создание полноценного отдыха моряков. Штабные помещения тоже отличаются своей продуманностью — все службы размещены с учётом необходимого взаимодействия и оборудованы удобными рабочими местами и современной оргтехникой.

Капитан 3 ранга Скиба говорит, что их былое расположение и нынешнее — земля и небо. Особо не нарадуется командир группы новой учебно-тренировочной базе противодиверсионного отряда, под которую выделен целый корпус помещений. Бассейн — настоящий всесезонный полигон для водолазной подготовки, специальных тренировок и одновременно — водная арена для занятий спортом. Оборудован он высокотехнологичным комплексом водоподготовки и химической отчистки. Предусмотрены в учебно-тренировочном комплексе и специальные помещения для хранения специального имущества и индивидуальные шкафы, где хранится водолазное снаряжение каждого из бойцов. Здесь же оборудованы мастерские для регламентного обслуживания и ремонта технической спецназовской амуниции средств обеспечения водолазных спусков.

Интенсивность боевой учёбы бойцов отряда по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами всегда была на высоте.
© Фото В.Сосницкого
 Интенсивность боевой учёбы бойцов отряда по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами всегда была на высоте.

Интенсивность боевой учёбы бойцов отряда по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами всегда была на высоте. Но, как отмечает Сергей Скиба, теперь она проходит по новым качественным параметрам. Появляются возможности для ускоренной подготовки новичков, только закончивших курс водолазной школы или призванных по контракту из запаса без специальной подготовки. С методической точки зрения более эффективно теперь проходят тренировки по обращению с оружием для подводной стрельбы, оказанию взаимопомощи под водой, занятия по отработке подводной слаженности боевых расчётов и личного состава водолазных станций во время подводных спусков.  Руководитель занятия может отслеживать с бортика бассейна каждое движение обучаемых и тут же корректировать их действия. И всё это потом оборачивается высоким качеством выполнения задач по прямому предназначению подводных бойцов.

Занятие в новом АПК.
© Фото В.Сосницкого
 Занятие в новом АПК.

***

Шестилетний Даниил Скиба морскую тельняшку носит с особой гордостью, уверяя всех, что непременно будет «спецназом». Видимо, отцовская профориентация срабатывает не хуже дедушкиной барокамеры. По всему видать — военная аквадинастия имеет вполне достойное продолжение.

https://zvezdaweekly.ru/news/20216161055-WgDqY.html


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий