Рано пить «Боржоми» или кто полетит в Тбилиси

10 мая 2023 года президент России Владимир Путин двумя своими указами взбудоражил Грузию и Евросоюз, отменив визовый режим с нашей соседкой на Кавказе и разрешив возобновить прямое авиасообщение между двумя странами. Это стало сенсацией и даже вызвало скандал.

Российский МИД объяснил ослабление ограничительных мер «принципиальным подходом», суть которого – в облегчении контактов граждан двух стран. А в декабре 2022 года в ведомстве хвалили Тбилиси за прагматичный подход к отношениям с Москвой на фоне санкций, вводимых разными странами против России из-за СВО на Украине.

«Я предлагаю созвать Совет национальной безопасности и рассмотреть введение виз для российских граждан сроком на три месяца, что необходимо для нас с учётом внутренних вызовов. […] Грузия не нуждается в каких-то якобы уступках со стороны России. Решение российского руководства противоречит интересам Грузии», – заявила Саломе Zурабишвили.

Против возобновления авиасообщения выступила и оппозиция республики. При этом правительство и правящая партия «Грузинская мечта» решение Москвы поддержали. В Минэкономики Грузии заявили, что готовы выдать разрешения на перевозки тем российским авиакомпаниям, которые не находятся под санкциями.

Госдепартамент США предупредил Тбилиси о возможном наказании в случае восстановления прямого авиасообщения между Россией и Грузией. «Ряд западных государств, включая Соединённые Штаты, запрещают российским самолётам заходить в их воздушное пространство. Если прямые рейсы между Россией и Грузией возобновятся, это вызовет нашу обеспокоенность по поводу возможного введения санкций в отношении грузинских компаний, которые будут обслуживать самолёты, находящиеся под импортным и экспортным контролем. […] сейчас не время углублять отношения с Россией», – говорится в официальном комментарии, который приводит грузинское издание Accent.

В Евросоюзе также не оставили без внимание решение президента РФ. Там заявили, что Грузии следует неукоснительно соблюдать санкции в отношении авиаотрасли России и не пускать российские самолёты на свою территорию.

«Евросоюз запретил полёты своим авиакомпаниям в Россию и призывает остальные страны, включая Грузию, которая претендует на получение статуса кандидата на вступление в ЕС, присоединиться к этим санкциям», — выразил европейскую точку зрения представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано. Он также призвал Грузию не обслуживать «небезопасные» российские самолёты, согласно санкциям, введёнными США и ЕС.

По его словам, у ЕС нет никаких механизмов, способных повлиять на действия грузинских властей, но в Брюсселе надеются, что Тбилиси будет продолжать политику евроинтеграции.

До апреля 2022 года в Грузию летали шесть российских авиакомпаний – «Аэрофлот», S7 Airlines, «Уральские авиалинии», «Победа», Red Wings и «Нордавиа». В Минтрансе РФ сообщили, что после снятия ограничений российские авиакомпании будут выполнять семь прямых рейсов из Москвы в Тбилиси и обратно. Полёты будут осуществляться самолётами отечественного производства, т.е., «Суперджетами».

В апреле прошлого года по причине несоответствия международным стандартам безопасности Европейская комиссия внесла 21 авиакомпанию из России в «чёрный список»:

    • «Аврора»;
    • «Авиастар-ТУ»;
    • «Ижавиа»;
    • «Якутия»;
    • «Русджет»;
    • «ЮВТ аэро»;
    • S7 Airlines (авиакомпания «Сибирь»)
    • Smartavia;
    • «ИрАэро»;
    • «Уральские Авиалинии»;
    • «Алроса»;
    • NordStar;
    • «Руслайн»;
    • «Ямал»;
    • Nord Wind;
    • «Икар»;
    • «Победа»;
    • «Аэрофлот»;
    • «Россия»;
    • «Скол»;
    • Utair.

Из них самолёты SSJ100 имеются в парке «Якутии», «ИрАэро», «Ямала» и «России». Следовательно, эти перевозчики с высокой долей вероятности не будут допущены грузинской стороной к полётам в Тбилиси. При этом постоянные допуски на рейсы Москва-Тбилиси имеются у «Аэрофлота» и Nordwind, временные – у «Азимута».

Red Wings, в парке которой также эксплуатируются SSJ100, уже запросила временные допуски на полёты в столицу Грузии из Москвы, Самары и Казани, следует из материалов Росавиации. «Red Wings при наличии допусков на выполнение полётов в Грузию планирует расширить свою маршрутную сеть данным направлением. Выполнение полётов планируется осуществлять с основных операционных баз авиакомпании», – сказали в пресс-службе Red Wings.

Однако авиакомпанию в Грузию могут не пустить. Red Wings через структуры ОАК принадлежит Госкорпорации «Ростех», при этом и Ростех, и ОАК сами находятся под санкциями Евросоюза.

Таким образом получается, что в сложившейся ситуации, если не будут приняты новые ограничения, из всех российских авиакомпаний полёты в Грузию сможет выполнять только один перевозчик – авиакомпания «Азимут» – единственная, имеющая по данным Росавиации монофлот из 19 «Суперджетов» и не включённая в санкционные списки Евросоюза.

Но если западные друзья Грузии продолжат выкручивать республике руки, угрожая санкциями, то может случиться, что вообще никто и никуда не полетит, а грузины продолжат плясать вокруг звёздно-полосатого флага.

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»

Рано пить «Боржоми» или кто полетит в Тбилиси

 


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий