Считается, что именно ИС-3 в известной степени предотвратил третью мировую войну

Танк ИС-3 — участник Берлинского Парада Победы 1945 года

 

Тяжёлый танк, названный в честь вождя народов «Иосиф Сталин-3», пошёл в серию за месяц до падения Берлина и в боевых действиях не участвовал. Не успел. Но считается, что именно эта бронированная машина в известной степени предотвратила третью мировую войну.

 

К слову, изображение ИС-3 до сих пор красуется на эмблеме танковых войск России. Однако оценки боевых возможностей этой машины расходятся. Одни считают, что ИС-3, принятый на вооружение 29 марта 1945 года, был сильнейшим танком своего времени и оказал огромное влияние на послевоенное танкостроение, другие справедливо отмечают, что танк не может похвастаться боевой карьерой — на Вторую мировую не поспел, да и в других войнах и военных конфликтах почти не участвовал. А ещё ИС-3 называют и первым танком холодной войны.

 

Бронированная мыльница

 

Аббревиатура «ИС», как было сказано, означает «Иосиф Сталин» — официальное название серий советских тяжёлых танков выпуска 1943-1953 годов. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. А ещё из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил танк прозвище «Щука».

Танк создавался на базе тяжёлого ИС-2, который был прямым потомком довоенного танка КВ («Клим Ворошилов»), он, в свою очередь, родился на Кировском заводе в Ленинграде. Его главным конструктором был Жозеф Котин. С началом Великой Отечественной войны Кировский завод был эвакуирован в Челябинск, туда же был отправлен Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) им. Коминтерна, а заместителем Котина, который и на новом месте занял пост главного конструктора, стал харьковчанин Михаил Балжи.

Боевое крещение ИС-2 получил в Корсунь-Шевченковской операции в феврале 1944 года. В один из дней танк был представлен в Кремле высшему советскому руководству. Сталин залез в танк, несколько раз обошёл вокруг машины и заявил: «Вот на этих танках и будем заканчивать войну, это танк Победы».

Здесь самое время ещё раз упомянуть конструктора Михаила Балжи. В августе 1944 год он получил первый за годы войны десятидневный отпуск и отправился на заводскую дачу, где ему на глаза попалась обыкновенная мыльница. Вот тогда и родилась мысль, что именно такой — слегка приплюснутой, полусферической, должна быть башня нового танка, чтобы лучше противостоять снарядам.

Легендарный танк ИС-2 «Иосиф Сталин», восстановленный военными мастерами Восточного военного округа.
© mil.ru
 Легендарный танк ИС-2 «Иосиф Сталин», восстановленный военными мастерами Восточного военного округа.

Проще говоря, танк по форме должен был стать чем-то вроде бронированной мыльницы. Николай Духов, который к тому времени стал главным конструктором ЧКЗ (Челябинский Кировский завод), развил мысль своего заместителя: «А что, если мы корпус и лобовую часть танка сделаем тоже обтекаемой формы? Это будет переворот в танкостроении. Немцы, англичане, американцы ещё до этого не дошли».

По сравнению с ИС-2 вырисовывался принципиально новый танк. Огневая мощь отечественных танков в годы войны возросла, а вот бронестойкость… Тем временем поражающие средства противника усиливались. Кроме подкалиберных, кумулятивных снарядов и фаустпатронов у гитлеровцев появились истребители танков «Ягд-пантера», «Ягд-Тигр». Так что живучесть танков стала центральной проблемой.

За свой счёт

Во время войны боевые машины, как правило, разрабатывались по заданиям Государственного Комитета Обороны (ГКО), а ИС-3 в Челябинске начали изготавливать в инициативном порядке под условным наименованием «Кировец-1», будто это трактор. Директор ЧКЗ Исаак Зальцман, ознакомившись с идеями конструкторов, своей властью дал указание открыть финансирование проектирования новой машины за счёт средств завода. Вскоре с идеей создания такого танка согласился и нарком танковой промышленности Вячеслав Малышев.

При разработке танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы, чаще всего это были лобовые элементы корпуса и башни. Поэтому в ИС-3 по-новому решили конструкцию брони носовой части — оригинальная конструкторская трактовка сварного корпуса и литой башни значительно повысили броневую защиту по сравнению с ИС-2.

Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года.
© commons.wikimedia.org/Михаил Бирюков
 Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года.

С 18 по 24 декабря 1944 года на 22-м научно-испытательном автобронетанковом полигоне ИС-3 обстреляли бронебойными снарядами из немецкой САУ «Хорниссе» («Шершень») и советской ИСУ-122 с дистанции 600-800 м. Обстрел корпуса ИС-3 показал явные преимущества по бронепробиваемости по сравнению с корпусом ИС-2. И модернизированный образец «Иосифа Сталина-3» был рекомендован для принятия на вооружение.

Тактико-технические характеристики танка ИС-3 (образца 1945 г):

  • боевая масса — 45,8 т;
  • габаритные размеры: длина — 9,85 м, ширина — 3,20 м, высота — 2,44 м;
  • бронирование: лоб — 120 мм, борт — 90 мм, корма — 60 мм, крыша, днище — 20 мм, башня — 230-75 мм;
  • вооружение: одна 122-мм пушка Д-25Т обр. 1943 г., один 12,7-мм пулемёт ДШК; один 7,62-мм пулемёт ДТМ;
  • приборы прицеливания — телескопический шарнирный прицел ТШ-17;
  • силовая установка — двигатель В-11-ИС-3, 12-цилиндровый, четырёхтактный, V-образный жидкостного охлаждения с максимальной мощностью 520 л. с.;
  • скорость — 40 км/час;
  • запас хода по пересеченной местности — до 190 км;
  • экипаж — 4 чел.

ИС-3 был поставлен на поток без снижения выпуска другой продукции. И это притом, что, начиная с июля 1944 года, из Челябинска на фронт ежемесячно отправлялось до 500 тяжёлых танков и самоходок. В последних числах октября того же 1944-го первый экспериментальный образец нового танка вышел из ворот завода. В феврале-марте 1945 года были построены 10 танков установочной серии, а затем машина пошла в большую серию. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года.

В парадном расчёте

Да, на войну танк не поспел, но свою роль сыграл, более того — геополитическую роль. Кроме парада на Красной площади 24 июня 1945 года, был и другой Парад Победы — парад союзных войск, прошедший 7 сентября 1945 года в столице поверженной Германии у Бранденбургских ворот, где, собственно, и отличился ИС-3.

Советские тяжёлые танки ИС-3 на Параде союзных войск, прошедшем 7 сентября 1945 года в столице поверженной Германии.
© media.iwm.org.uk
 Советские тяжёлые танки ИС-3 на Параде союзных войск, прошедшем 7 сентября 1945 года в столице поверженной Германии.

Вернувшись после Парада Победы в Москве, маршал Жуков предложил командующим гарнизонами союзных оккупационных войск провести в ознаменование завершения Второй мировой войны совместный парад в Берлине. Решение приняли на совместном заседании Союзной комендатуры Германии 30 августа 1945 года. На параде должны были присутствовать главнокомандующие союзными войсками в Германии, но перед самым парадом Б. Монтгомери, Д. Эйзенхауэр и Ж. Латр де Тассиньи отказались от участия, сославшись на «чрезмерную занятость».

Жуков позвонил по этому поводу Сталину. Выслушав доклад, Верховный Главнокомандующий сказал: «Они хотят принизить политическое значение парада войск стран антигитлеровской коалиции. Подождите, они ещё не такие будут выкидывать фокусы. Не обращайте внимания, принимайте парад сами, тем более что вы имеете на это прав больше, чем они».

Планировалось, что парад откроют советские войска, за ними пройдут французы, англичане, а завершат американцы. В такой же последовательности должны были проследовать подразделения бронетехники. Но Сталин посоветовал завершить парад прохождением советских танковых колонн. При этом об участии танков ИС-3 никто не должен был знать до последней минуты.

Берлинский парад Победы. На трибуне генерал армии США Д.С. Паттон, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, генерал-майор армии Великобритании Б.Х. Робертсон, генерал армии Французской Республики Мари-Пьер Кёниг.
© mil.ru
 Берлинский парад Победы. На трибуне генерал армии США Д.С. Паттон, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, генерал-майор армии Великобритании Б.Х. Робертсон, генерал армии Французской Республики Мари-Пьер Кёниг.

На трибуне присутствовали представители главнокомандующих оккупационными войсками: Великобритании — заместитель командующего британскими оккупационными войсками генерал-майор Брайан Робертсон, СССР — командующий Группой советских оккупационных войск в Германии Маршал Советского Союза Георгий Жуков, США — командующий 3-й американской армией генерал Джордж Паттон, Франции — командующий французскими оккупационными войсками в Германии и на Рейне генерал Мари-Пьер Кёниг. Каждый из них произнёс торжественную речь. Командовал парадом английский генерал-майор Эрик Нэйрс — комендант британского сектора в Берлине, а принимал парад маршал Г.К. Жуков.

Марш возглавил советский сводный полк 248-й стрелковой дивизии, штурмовавшей Берлин, которым командовал подполковник Георгий Ленёв. Затем пошли подразделения французского сводного полк 2-й пехотной дивизии — две роты партизан, две роты альпийских стрелков и батальон колониальных войск. Далее следовал британский полк 131-й пехотной бригады. Завершил шествие сводный полк 82-й американской авиадесантной дивизии.

Движение бронетехники открыли 24 танка и 30 бронемашин английской 7-й танковой дивизии. Далее шла французская колонна: 6 средних танков, 24 бронетранспортёра и 24 бронемашины 3-го егерского полка и 1-й бронетанковой дивизии. Следом американская колонна: 32 танка и 16 бронемашин из 16-й мотомеханизированной кавалерийской группы. А вот завершали парад 52 советских танка ИС-3 из 2-й гвардейской танковой армии (командир колонны — командир 49-й гвардейской танковой бригады Герой Советского Союза генерал-майор Тихон Абрамов), которую по окончании Берлинской операции Сталин выделил особо, назвав лучшей танковой армией в мире.

Именно эту часть парада можно назвать самой главной, поскольку СССР преподнёс своим союзникам сюрприз. В парадной колонне проследовали 52 танка ИС-3. Оперативно доставленные в Берлин, они впервые появились перед публикой и произвели настоящий фурор. Новые танки оказались полной неожиданностью для всех присутствовавших на параде в Берлине. Появление на площади такого количества мощных танков ИС-3 отчётливо показало мощь советской военной промышленности и мощь советских Вооружённых Сил, с которыми лучше не сталкиваться на полях сражений.

На тот момент времени подобной бронетехники ни у кого не было. В СМИ западных стран военный парад почти не освещался, но он широко обсуждался в военных кругах.

После войны

Несмотря на множество технических ноу-хау, революционную схему бронирования корпуса и башни, ИС-3 имел и ряд недостатков, так как проектировался по «скоростному методу» в ходе войны. В середине 1946 года танки сняли с производства, но выпущенные машины (всего построено более 2 300 танков) были подвергнуты модернизации и под обозначением ИС-3М только в СССР эксплуатировались вплоть до 90-х годов прошлого века. Послужили «Исы» и за рубежом. Двести ИС-3 закупил Китай, до ста танков этого типа были поставлены в Египет.

Впервые ИС-3 участвовали в боях в июне 1967 года на Синайском полуострове. «Геополитические советские танки» стояли на вооружении также армий КНДР, Ирака, Сирии, других стран, а трофейные «состояли на службе» в вооружённых силах Израиля. В современной России ИС-3 сохранились разве что в музеях и вот — на эмблемах танковых войск.

 

https://zvezdaweekly.ru/news/2021931539-rvgfM.html

 

 


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий