Федбюджет выделит регионам 20 миллиардов рублей на благоустройство — решения о ремонте объектов должны принимать не чиновники, а жители городов

В этом году федеральный бюджет выделит регионам весьма существенные средства — двадцать миллиардов рублей — на благоустройство муниципальных образований. Деньги предоставляются в рамках приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда» на условиях регионального софинансирования. Есть и еще одно важное требование: решения о ремонте тех или иных объектов должны принимать не чиновники, а жители городов. Корреспондент «Российской газеты» выясняла, какие проблемы, связанные с благоустройством городских территорий, актуальны для регионов Северо-Запада. И помогут ли федеральные миллиарды решить эти проблемы.

По мнению заведующего кафедрой экономической теории и прикладной экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС Александра Нещерета, у Санкт-Петербурга есть несколько традиционных «узких мест», из-за которых снижается уровень качества жизни в городе. Это неудовлетворительное состояние тротуаров, при ремонте которых нередко используются некачественные материалы. Есть сложности с озеленением, освещением, организацией сбора коммунальных отходов.

— Федеральные средства, безусловно, помогут решить многие проблемы. Однако важно, чтобы работы по благоустройству городских территорий шли не «для галочки», а приносили реальную пользу городу, — рассуждает Александр Нещерет. — Фонари и светильники, к примеру, обновляют и сейчас, но новые лампы не только дают недостаточно света, но и нередко вредят зрению горожан. Та же ситуация с детскими площадками. Сначала их строят, в том числе на бюджетные деньги. А потом на объекты приходят специалисты Роспотребнадзора и велят их закрывать или переделывать, потому что покрытие площадок, их элементы опасны для здоровья детей. Известен не один, не два и не три таких случая. В результате миллионы рублей тратятся впустую.

Поэтому федеральное требование об участии горожан и членов общественных организаций в проектировании и реализации проектов эксперт считает правильным и справедливым. Кроме того, важно узнать мнение представителей научных кругов, контрольно-надзорных органов.

— Сейчас градостроительные проекты, согласно градостроительному кодексу РФ, должны проходить через общественные слушания, — продолжает Александр Нещерет. — Но при выполнении мелких работ по ремонту и обустройству дворов власти практически никогда не спрашивают мнение жителей. Хотя именно такие мелкие детали существенно влияют на качество жизни горожан. Для начала, как мне кажется, необходимо запустить полноценную информационную кампанию с привлечением региональных и местных СМИ, волонтеров, представителей депутатского корпуса. Важно донести до граждан, что они смогут пообщаться с проектировщиками, рассказать, какие работы необходимы в первую, вторую и третью очередь.

При этом хорошо бы закрепить на законодательном уровне, что время общественных обсуждений должно быть нерабочим, подчеркивает эксперт. А место встречи, допустим, должно находиться на расстоянии не больше одного-двух километров от двора, где планируется ремонт. В противном случае чиновники, которые хотят продвинуть какой-то «свой» проект, совершенно законно смогут организовать формальное мероприятие в рабочее время на другом конце города.

Какие именно категории граждан должны принимать участие в распределении бюджетных средств, ни у экспертов, ни у федерального минстроя, который выпустил специальную памятку для региональных властей, сомнений нет. Это жители прилегающих домов, молодежь, обучающаяся в соседних школах и вузах. А вот на вопрос, как именно привлекать к обсуждению представителей общественных организаций, конкретного ответа пока нет.

— Необходимо четко прописать, какое число общественных объединений может принимать участие в работе, что это должны быть за организации, — комментирует ситуацию профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, академический руководитель магистерской программы «Городское развитие и управление» Леонид Лимонов. — И как должно строиться само согласование: речь идет о простом уведомлении общественников, о получении их визы, о чем-то другом? В противном случае всегда найдутся активисты, которые обвинят чиновников в том, что именно их не привлекли к работе. А проекты, с учетом таких затяжных согласований, никогда не удастся реализовать.

Как считают сами общественники, властям достаточно заранее, предположим, за месяц, направить уведомления в профильные общественные объединения. А потом сотрудничать с теми организациями, которые сами вызовутся помочь. Однако и здесь может возникнуть проблема: федеральные средства необходимо освоить уже в текущем году, а построить эффективную работу с общественниками в одночасье у чиновников не получится.

— Мы сотрудничаем с властями Калининграда и Калининградской области несколько лет, курируем проекты, связанные с обустройством доступной среды, — рассказывает председатель калининградской общественной организации инвалидов «Ковчег», инвалид-колясочник Роман Аранин. — У нас хорошие отношения с чиновниками различных уровней, к нашим советам прислушиваются. Но я провел три года в общественном совете при главе Калининграда, прежде чем понять, какой специалист за что отвечает, к кому обращаться по поводу пандусов, к кому — по поводу понижения бордюров. Если в регионе и муниципалитете нет такой действующей схемы, формализма в работе с общественными объединениями первое время избежать не получится.

https://rg.ru/2017/02/14/reg-szfo/szfo-poluchit-iz-centra-dengi-na-municipalnoe-blagoustrojstvo.html


Комментариев еще нет.

Оставить комментарий